Неуверенность, застенчивость, сомнение в своих силах – характерны для подростков. Эти черты достаточно часто являются причиной возникновения трудностей в общении. Перед подростком стоит сложная задача найти себя, понять, кто Я, научится устанавливать близкие отношения с другими. Решить эти задачи он может только в общении со сверстниками. Через общение подросток получает необходимые знания о себе. Именно поэтому для подростков так важно чужое мнение, и большинство из них так чувствительны к критике. Страшнее всего оказаться отвергнутым сверстниками, стать белой вороной или предметом насмешек. Сам факт принадлежности к определенной группе придает подростку дополнительную уверенность в себе. Как следствие, появляется подростковая комформность (слепое принятие чужих установок, целей, ценностей), боясь потерять расположение членов значимой для себя группы, подросток предпочитает действовать как все. При этом болезненная неуверенность может сочетаться с крайней развязностью, компенсирующей все ту же неуверенность.
Причина неуверенности – ошибочные представления о себе, заниженная самооценка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, подросток попадает в ловушку «защитных реакций», среди которых агрессия (показать себе и другим, что я не беззащитный), комформность (отказ от собственного мнения), избегание (не буду делать то, что не получается). Нередко образуется порочный круг: подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие, подросток начинает избегать контактов с окружающими, что в свою очередь только усиливает неуверенность (ведь потребность в общении не исчезает). В итоге неуверенность становится серьезным барьером. Как помочь подростку справится с неуверенностью? |