В настоящее время все чаще вводиться в практику обучение детей-сирот из детских домов и приютов в обычных общеобразовательных школах. Такая ситуация пока еще не стала нормой для нашего общества, поэтому вполне объяснимо, что на пути ее реализации возникают определенные сложности, как со стороны самого ребенка, так и его новых одноклассников и педагогического состава школа. В это связи возникает ряд вопросов: 1. Как помочь ребенку-сироте адаптироваться в обычной школе? 2. Каким образом учителю взаимодействовать с ребенком? 3. Как выстраивать взаимодействие между ребенком сиротой и другими детьми? Попробуем подробнее разобраться в этой непростой ситуации. Прежде всего необходимо понимать особенности ребенка-сироты, живущего в детском доме. Детский дом- достаточно закрытая структура, находясь в которой ребенок огражден от внешнего мира. Это маленький мирок со своими правилами, законами, способами взаимодействия детей друг с другом, зачастую не всегда конструктивными. Поэтому обучение в обычной школе, для таких детей, важнейший этап дальнейшей успешной социализации. В процессе обучения ребенок-сирота учиться взаимодействовать с миром и обществом в котором он будет жить, взрослеть, реализовывать себя, общаться с другими людьми, принимать самостоятельные решения. Но так же это важный опыт для детей из благополучных семей. Находясь ежедневно рядом с ребенком-сиротой, во многом не похожим на других, дети постепенно перестают замечать его особенности, выделять из своего обшества,учаться быть более терпимыми и толерантными по отношщению к другим. Но особенно значимым в подобной ситуации ,все-таки являеться позиция учителя. Как же лучше педагогу вести себя в классе,где учиться ребенок-сирота? Сочувствовать ему,выделять среди других или наоборот не обращать на него особенного внимания? Очень важно здесь соблюдать золотую середину. Если постоянно подчеркивать особое положение ребенка - сироты, жалеть его, закрывать глаза на его проступки, это может привести к негативным последствиям. Другие ученики класса, могут обозлиться на необычного новичка, а сам ребенок получит урок того, он не такой как все, поэтому его нужно жалеть, всегда и везде. У ребенка может сформироваться потребительская позиция по отношению к окружающим. Очень важно, чтобы в результате обучения ребенка-сироты в обычной школе, у него появился новый,позитивный опыт общения с детьми и взрослыми вне стен десткого дома, сформировалась внутренняя отвественность за принятие решений,выработались стратегии поведения в различных жизненных ситуациях. Таким образом, на учителя ,в класс которого попал такой ребенок ложиться большая ответственность. поэтому в помощь педагогу хотелось бы дать некоторые рекомендации: 1. На начальном этапе, как только ребенок появился в классе, важно создать нем теплую, доверительную атмосферу .Например,можно провести классный час, на котором представить новичка и дать ему возможность самому рассказать о себе. А также попросить остальных ребят представиться, коротко рассказать о себе, чтобы у новичка была возможность как можно больше знать о тех, кто теперь будет его ежедневно окружать. Также очень важно озвучить те правила, которые уже существуют в вашем классе. 2. Ребенку-сироте, может понадобиться больше времени, чем обычному новичку, для того чтобы адаптироваться к классной жизни и учебному процессу. Ведь он поменял не только школу, но и внешнюю среду. Поэтому задача учителя,отнестись к этому с пониманием,и оказать ребенку поддержку. 3. Чтобы новый ребенок и другие ученики смогли быстрее найти общий язык, а также для предотвращения конфликтов можно договориться с школьным психолгом о проведении тренингов на сплочение и взаимодействие для всего класса. 4. При возникновении негативных поведенческих проявлений у ребенка, учителю важно четко выразить сове мнение и отношение к данной ситуацией, стараясь при этом высказывать c относительно проступка ребенка, а не его личности .Например: « Меня очень огорчило, что ты сделал …», а не «Ты очень плохой, если смог сделать это..». Также, важно применять по отношению к проступку ребенка,теже меры по преодолению ситуацию, как и с другими детьми. 5. При возникновении конфликтов внутри класса, очень важно не замалчивать сложившуюся ситуацию, а открыто обсуждать конфликт, вместе с детьми проговорить его причины и способы решения. В заключении необходимо отметить высокую значимость подобной практики. В результате такого опыта школьники получают уникальный урок толерантности, терпимости, по отношению к окружающим. Для ребенка из детского дома это возможность узнать все многообразие жизни вне стен детского дома, с ее плюсами и минусами, получить опыт самостоятельности, а самое главное дает возможность смело смотреть в будущее! Подколзина Н.С., психолог Центра психолого-педагогической помощи семье и детям ЮАО г. Москвы
|