Пятница
29.03.2024
07:42

RSS
 

Государственное учреждение города Москвы "Центр психолого-педагогичекой помощи семье и детям ЮАО города Москвы"

Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Подростки [4]
Беременность, дородовое и послеродовое сопровождение [5]
Детско-родительские отношения [4]
Дети [3]
статьи об особенностях интеллектуального и эмоционального развития в детском возрасте
Для женщин и о женщинах [1]
Психотерапия [1]
Психологические программы Центра [13]
Школа приемных родителей [2]
Отношения в паре [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 274

Главная » Статьи » СТАТЬИ » Психологические программы Центра

Программа психомоторного развития для детей от 6 месяцев до 1 года «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых из¬менений в психике ребенка. Недоразвитие или деформация какой-либо составляющей психического развития в младенческом возрасте может иметь самые непредсказуемые последствия в другие, более старшие, периоды жизни ребенка. Поэтому контроль за психическим развитием ребенка необходим уже в младенческом возрасте, он позволяет планировать индивидуальные меры коррекции, направленных на создание условий полноценного развития ребенка.
Сразу после родов для родителей, особенно для матери, наступает период особых эмоциональных отношений с ребенком, опыт которых закладывают у ребенка чувство базового доверия к миру, устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения, чувство безопасности и психологического комфорта. Формирование такого субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая помимо удовлетворения физиологических потребностей ребенка, понимает и насыщает его потребности в эмоциональном общении, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру, воспринимает ребенка как субъекта не только потребностей, но и эмоциональных переживаний. Их удовлетворение является условием нормального психического развития ребенка. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.
Программа психомоторного развития «Первые шаги» главной целью преследует укрепление и развитие позитивного эмоционального контакта в диаде «мать-ребенок», что позволяет обеспечить эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка и создать базу для позитивных детско-родительских отношений, безопасной привязанности между матерью и ребенком.
Выполнение важнейшей функции - обеспечения психологического комфорта и защиты для ребенка в период младенчества - возможна, только в случае хорошего психологической состояние самой матери, которая чувствует себя компетентной и уверенной, получающей достаточно поддержки из социального окружения. Если же маму одолевают постоянные тревоги, если она не получает достаточно поддержки от близких, если ее эмоциональное состояние характеризуется тревожностью и подавленностью, то естественно страдают и детско-родительские отношения. Наиболее часто беспокойство молодых матерей связано с новой для них материнской ролью, когда каждую минуту малыш не только доставляет огромную радость маме, но и дает множество поводов для беспокойства: все ли она делает правильно и хорошо ли развивается ее малыш. Программа «Первые шаги» направлена на повышение родительской компетентности матери, путем повышение ее уровня знаний о развитии ребенка в младенческом возрасте и обучении навыкам развития и обучения ребенка. Также на занятиях устраиваются небольшие релаксационные упражнения, которые помогают мамам гармонизировать свое эмоциональное состояние.
Развитие в младенческом возрасте идет очень стремительно. В 3-4 месяца младенец воспринимает окружающий мир и близких взрослых совершенно не так, как в 9-10 месяцев. Столь быстрые качественные изменения не всегда представляются таковыми матерям, возникает повышенный уровень требований к ребенку. На занятиях мамы получают знания о развитии ребенка в тот или иной возрастной период, об играх, которые подходят для ее ребенка. Основной акцент делается на успехах ребенка, его достижениях и успехах самой мамы, таким образом, укрепляются позитивный образ ребенка и матери.
В программе «Первые шаги» участвуют дети, начиная с 6 месяцев и до 1 года. Так как во втором полугодии жизни формируется и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность и основные интересы малыша сосредоточены на предметах и действиях с ними, большинство игр связаны именно с «деловым общением» и всевозможными действиями с предметами. Малышам доставляет большое удовольствие воспринимать воздействия разных модаль¬ностей, исходящих из внешней среды, как от человека, так и от пред¬метного окружения. Однако предметная среда сама по себе, вне обще¬ния со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познаватель¬ной активности ребенка. Общение со взрослыми во многом определяет ее качественные и количественные особенности, поэтому мамам раскрывается суть и важность манипулирования с предметам и ощущениями, стимулируется их поощрение познавательной активности ребенка.
В то же время активно используются игры и упражнения, направленные на интенсификацию эмоционального контакта между матерью и ребенком. Важную роль в этом блоке упражнений играют массаж и гимнастика для малыша, служащие не только целям моторного развития, но и дающие ощущения тактильный контакт и бурю эмоций для ребенка.
Перед началом занятий в группе проводится диагностика психомоторного развития ребенка, на которой устанавливается контакт с матерью, собирается волнующие ее вопросы и темы, также матери рассказывается о том, как проходят занятия, что снижает уровень тревоги на занятиях. После диагностики матери индивидуально дается рекомендации по взаимодействию и развитию ребенка.
Важным терапевтическим эффектом программы, мы считаем, возможность матерей учиться друг у друга, видеть различные варианты взаимодействия с детьми, делится своим опытом и перенимать опыт других родителей. Также групповая форма работы очень полезна детям, так как создается эмоционально насыщенная среда, дети в этом возрасте очень восприимчивы и подражают не только взрослым, но и сверстникам.

Цели программы:

• Диагностика психического развития ребенка и разработка и выдача практических рекомендаций по результатам диагностического исследования;
• Развитие эмоционального контакта и позитивного взаимодействия в диаде «мать-ребенок»;
• Повышение родительской компетентности.

Задачи программы:

• Обучение родителей навыкам развития и обучения ребенка;
• Снижение материнской тревоги, гармонизация эмоционального состояния матери;
• Развитие позитивного образа ребенка и матери;
• Развитие познавательной активности ребенка;
• Развитие эмоциональной сферы ребенка;
• Развитие моторики ребенка.

Занятия проходят раз в неделю в группе из 3-5 пар (мама и ребенок).

Категория: Психологические программы Центра | Добавил: olga_khokhlova (12.05.2010)
Просмотров: 1890 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz