В развитии культуры каждого народа ученые выделяют несколько стадий: сначала "язычество”, когда много богов, духов. Например, люди поклоняются духам природных стихий (огню, ветру и т.п.). Затем появляется единобожие, когда общество соблюдает свод определённых правил (заповедей), так называемое единство нравственного закона. И последняя стадия "цивилизация”, когда появляются светские условности и заменяют нравственный закон. Стремительно развиваясь, техника и прогресс, ставятся на первое место среди жизненных ценностей. Так развивается и душа человека: сначала сказочно-таинственный мир детства, чуть позже – понимание нравственного закона, далее рост знаний, умений, навыков, приобретение жизненного опыта.
Чтобы избежать появления в поведении ребёнка различных «отклонений», его воспитание должно быть самобытным, народным. Принцип народности связан с задачами формирования личности, с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия, эстетического отношения к жизни.
К.Д. Ушинский критиковал всех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитания и, не учитывая интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин более семидесяти лет назад уже разработал четкую концепцию национального воспитания русских детей. Он писал: "Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека... С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства". Мы предлагаем не бороться, а просто создавать условия для знакомства детей с традициями и обычаями русского народа, с родным языком и фольклором в частности.
Язык хранит в себе всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери, чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке. Поэтому, считает И.А. Ильин, что не следует учить ребенка чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своем родном, национальном языке. Кстати, выводы И.А. Ильина подтверждаются результатами исследований в области этнофункциональной психологии доктором психологических наук, А.В. Сухаревым и др. "Это относится и к чтению: пока ребенок не зачитает бегло на родном языке, не следует учить его никакому иному чтению". А пока ребёнок не может самостоятельно читать, читайте ему как можно больше русских народных сказок.
Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического, она учит его мужеству и верности, она учит его созерцать сложность мира, отличать "правду от кривды". В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная русская сказка не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, но и поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Вот почему сказка должна быть родной. Ребенок, никогда не мечтавший в образах сказок своего народа, много теряет в своем нравственном и умственном развитии.
Как отмечает А.В. Сухарев: "в воспитании человека необходимо учитывать не только определенную последовательность ступеней его развития, но и соблюдать меру в обеспечении ребенка различного рода экзотикой". Другими словами, стремитесь ограничивать знакомство ребёнка до 5-ти летнего возраста обычаями, фольклором, продуктами питания и игрушками, не традиционными для родной культуры.
Невозможно воспитать психически здорового "человека вообще”, здорового человека можно воспитать лишь в определенной "исходной” культуре. Это отнюдь не исключает для него возможности знакомства с другими культурами, знания иностранных языков. Но родная культура может быть только одна, как нельзя, например, родиться сразу у двух матерей".
Если у читателя сей час сложилось впечатление, что эта информация может пригодиться родителям, только начинающим воспитание своего малыша, то он заблуждается. Дело в том, что если Вы заметили в поведении ребёнка или подростка какие либо отклонения, то это значит, что он усвоил нравственные нормы поведения в обществе лишь формально. Исправить ситуацию поможет знакомство ребёнка или подростка с миром сказок и природы, с традициями, обычаями и фольклором своего народа. Для гармоничного развития личности в любом возрасте полезно также приобщение к традиционной русской кухне: не Роллы – а Расстегаи, не Фаготини – а блины, ни Фанта – а квас, ни ананас и авокадо – а яблоки, груши, сливы, апельсины, гранат или персик. Всё зависит от того, в каких климатогеографических условиях Вы родились.
к.п.н., психолог Шустова Виктория
|