Воскресенье
23.07.2017
23:43

RSS
 

Государственное учреждение города Москвы "Центр психолого-педагогичекой помощи семье и детям ЮАО города Москвы"

Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Подростки [4]
Беременность, дородовое и послеродовое сопровождение [5]
Детско-родительские отношения [4]
Дети [3]
статьи об особенностях интеллектуального и эмоционального развития в детском возрасте
Для женщин и о женщинах [1]
Психотерапия [1]
Психологические программы Центра [13]
Школа приемных родителей [2]
Отношения в паре [2]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 274

Главная » Статьи » СТАТЬИ » Дети

Детские страхи. Что делать?

Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с детскими страхами:

- Признайте, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. В данном случае метод игнорирования проблемы малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, например, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться всех бытовых приборов – чайника, кофеварку и т.д.

- Не пытайтесь «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией, и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ, заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша, которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, что «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится.

Оптимальный набор действий может быть таким:

1. Признание страха. Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится.

2. Разъяснение. В возрасте примерно двух лет большинству детей бывает достаточно простого объяснения, например, если ребенок боится звука закипающего чайника, ему можно объяснить, что водичка, которую он пьет, льется из крана, но чтобы она была более вкусной и полезной, или горячей, ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум – он означает, что водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок, мама и папа могли ее пить. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом (даже если девочка, живущая в доме, не испугалась, а вызвала пожарных, и все спаслись).

4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д.

5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Например, ребенку, который боится темноты, может помочь наличие под рукой ночника или фонарика, с помощью которых, «страшное» станет более контролируемым, и, следовательно, менее пугающим.

6. Беседа, обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но используя все выше описанные приемы, не бойтесь пошутить там, где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку.

 

На что еще стоит обратить внимание:

- Учтите, что по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.

- Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись, когда были маленькими и как преодолели свой страх, но будьте осторожны в своем рассказе, не переборщите с подробностями, описывая свой страх.

- Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Фразы: «Мальчики не должны бояться», «Ты ведешь себя как маленький» не помогают ребенку. Высмеивая пусть даже «глупые» с вашей точки зрения страхи ребенка, вы уменьшаете его веру в свои силы, которые так нужны, чтобы победить страх.

- Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка – будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи.  Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или меньше уважаете за его страхи.

- Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.

- …Но не переусердствуйте, иначе сверхохраняемый ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться, и станет слишком зависим от родителя. Страх может закрепиться как способ привлечь внимание взрослых и получить заботу.

- Помните, что за страхом часто прячется естественная злость на источник страха. При этом ребенок не дает себе разрешения злиться и загоняет злость внутрь себя. Помогите ребенку выразить агрессивные чувства. Придумайте с ним вместе, как он мог бы «победить» страх, показать, что он сильнее. Даже у самого страшного чудовища есть слабые места! А у вашего ребенка, конечно же, много сильных сторон!

- Убедитесь, что не провоцируете страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия - когда ребенка, запирают в темной  комнате в качестве наказания, или угрозы: «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», могут стать источником страха. Фразы: «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается»  могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней».

- И, наконец, непредсказуемость и отсутствие четких правил пугают маленьких детей, которые всегда нуждаются в достаточной степени внешнего контроля. Придумайте ритуалы обращения с пугающим. Если ребенок боится засыпать один, разработайте ритуал отхождения ко сну (сначала я с тобой посижу, мы почитаем, потом рядом положим мишку, я тебя поцелую, оставлю включенный в коридоре свет, и ты будешь засыпать). И придерживайтесь этого ритуала каждый день.

 

            Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка – он боится выходить из дома, отказывается мыться из-за страха воды, не может посетить врача из-за страха чужих людей, спит с родителями, так как боится оставаться один в комнате и т.д., обратитесь к профессионалу – семейному или детскому психологу.


Евгения Чучелова, семейный психотерапевт

Категория: Дети | Добавил: olga_khokhlova (23.02.2011)
Просмотров: 1215 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz